Главная страница

«Формирование правильной осанки: обучение основам ортопедического режима, упражнения для укрепления мышц туловища (спины, шеи, груди, брюшного пресса)».

  Под осанкой принято понимать привычное положение тела. Правильная осанка характеризуется: прямым положением туловища и головы; развёрнутой грудной клеткой; отведёнными назад плечами, находящимися на одном уровне; нормальными естественными изгибами позвоночника; полностью выпрямленными в тазобедренных и коленных суставах ногами; прилегающими к грудной клетке лопатками, находящимися на одинаковой высоте.

  С самого начала обучения в школе учащихся появляются некоторые отрицательные моменты: резкое ограничение двигательной активности, увеличение статической нагрузки, связанное с необходимостью длительного поддержания рабочей позы, усвоенные ещё в дошкольном возрасте неправильные привычки сидеть горбясь и искривляя позвоночник, стоять с упором на одну ногу, ходить с наклонённой вниз головой и опущенными   сведёнными вперёд плечами.

  Необходимо уметь оценивать состояние осанки школьников и учить этому самих детей. Осматривать осанку можно на расстоянии до 1м. в положении обычной стойки в двух позах : фас и профиль; сначала ребёнок стоит лицом, затем спиной и в профиль. Нормальная осанка характеризуется умеренно изогнутым позвоночником, нормальной         формой спины, правильным положением головы, туловища, ног. В позе лицом нужно обратить внимание на форму шеи, линии плеч, талии, форму грудной клетки и ног. В норме все линии правой и левой сторон туловища должны быть симметричны.

  Осматривая школьника со спины, обращают внимание на шейно-плечевые линии, верхние и нижние линии лопаток, боковые линии спины и талии, линию талии.

  Могут обнаруживаться следующие нарушения осанки: ассиметрия плеч, разное положение лопаток, разные линии талии, боковой изгиб позвоночника.

  Линия позвоночника осматривается более внимательно. Школьнику предлагают поднять руки вверх. Если в этом положении наблюдается боковой изгиб, следует  осмотреть линию позвоночника в наклоне вперёд при расслабленных мышцах. Если и при этом боковой изгиб не сглаживается, значит, имеет место боковое искривление - сколиоз. Такие дети нуждаются в специальной лечебной гимнастике и постоянном медицинском наблюдении. Однако чаще наблюдается сглаживание  боковых изгибов. Это свидетельствует о намечающихся тенденциях к сколиозу или о неустойчивости нарушений, вызванных неправильной манерой держаться.  Всякие нарушения осанки не только ухудшают внешние формы тела, но и приводят к различным отклонениям от правильной работы организма.

Рекомендации ортопедического режима:

- поднимая что- либо тяжёлое, следует сгибать ноги в коленных суставах, а не спину:

- груз безопаснее держать как можно ближе к себе – при таком способе действия нагрузка на позвоночник самая незначительная:

-  тяжёлую ношу рекомендуется не носить в одной руке, особенно на большие расстояния, чтобы не перегружать позвоночник, - надо разделить груз и нести его в обеих руках:

- недопустимо при переноске тяжестей резко сгибаться вперёд или разгибаться назад:

- поднимая тяжести, избегайте поворотов туловища, поскольку такое сочетание движений – одна из распространённых причин «прострелов»;

-  при отсутствии изгиба назад в грудном отделе  позвоночника (кифоза) носить рюкзак на спине не рекомендуется;

-  поднимать и переносить грузы одному или вдвоём целесообразно с использованием подручных средств – носилки, тачка или тележка помогают избежать вредных перегрузок позвоночника.

Упражнения для укрепления мышечного корсета:

  Эти упражнения применяются с целью развития силы и статической выносливости мышечных групп, которые обеспечивают функцию прямостояния ( мышцы стопы, голени, сгибатели бедра, разгибатели позвоночника) и мышечных групп, не имеющих ведущие роли в сохранении прямостояния (мышцы брюшного пресса, плечевого пояса, шеи). Упражнения для укрепления «мышечного корсета» целесообразно выполнять с отягощениями: гантелями, набивными мячами, резиновыми бинтами.

 

Упражнения для мышц шеи.

1.Наклоны головы вперёд, назад, в стороны.

2.Медленные повороты головы в стороны, руки над головой, кисти сцеплены.

3.Медленные повороты головы в положении наклона назад ( прогибаясь в грудной части позвоночника), руки в стороны.

4. Сцепить пальцы замком сзади на шее, голову слегка наклонить вперёд- отвести голову назад с небольшими покачивающими движениями, преодолевая сопротивления рук.

Упражнения для плечевого пояса.

1.Руки вперёд (закруглены), кисти касаются друг друга. Отвести левую руку в сторону, правую вверх. Предельно прогнуться назад и посмотреть на кисть правой руки; то же, меняя положение рук.

2.Руки в стороны. Наклоняя голову назад, кисти повернуть вверх, предельно прогнуться в грудной части позвоночника; то же с поворотами головы вправо и влево (смотреть на кисти).

3.Круговые движения плечами.

Упражнения для туловища.

1.В упоре стоя на коленях поворот туловища направо (налево), отводя правую (левую) руку в сторону до отказа.

2.Повороты туловища в стороны, стоя на коленях, руки в стороны, к плечам, вверх, на пояс; то же, сидя ноги скрестно.

3.В упоре лёжа на бёдрах прогибание туловища назад.  

4.Лёжа на бёдрах прогнуться, руки вверх, ноги приподнять («рыбка»).

5.Лёжа на спине расслабиться, согнуть ноги и сгруппироваться.

6.Лёжа на спине, руки за голову, полностью расслабиться; затем напрячь мышцы всего тела, руки вверх (поясничная часть туловища не должна касаться пола).

7.Лёжа на животе, руки вдоль туловища (супинированы), расслабиться; затем, медленно напрягаясь, приподнять ноги, руки вверх, голова поднята («лодочка»).

Упражнения для ног.

1.Медленное приседание, руки за голову (вверх, в стороны); тоже в стойке с сомкнутыми носками.

2.Глубокие пружинящие приседания из стойки на носках, ноги врозь.

3. Из стойки на коленях, руки на пояс, встать в основную стойку и опуститься на колени, сохраняя вертикальное положение туловища.

4.Приседание, касаясь руками пяток.

5.Стойка ноги врозь, руки на пояс. Поворот кругом в стойку, скрестив ноги; сесть колени врозь; с поворотом кругом встать в исходное положение.

 

Учитель крригирующей гимнастики Е.В.Нестеренко