Особенности периода адаптации детей с ОВЗ.

Особенности периода адаптации  детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Обучение в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребенка, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Наблюдения показывают, что обучение ребёнку с ОВЗ даётся за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.). Возможны неадекватные поведенческие реакции. Существует два переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю (5 кл).

 

Начало обучения очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, меняет режим дня, требует большой мобилизации сил ребенка.

Поэтому адаптация к школе происходит не сразу, это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

 

Сложность приспособления организма к новым условиям определяет необходимость тщательного учета всех факторов, которые способствуют быстрой адаптации и, наоборот, замедляющих ее.

Процесс адаптации связан:

1.      Адаптация к школе связана с готовностью детей к обучению, что определяется:

-принятием требований учителя;

-принятием правил поведения;

-отношением со сверстниками;

-умением подчиниться новому режиму дня;

-распорядку занятий; иерархии дел.

2.      Адекватная адаптация зависит от целенаправленного, повседневного, а не эпизодического требования учителем соблюдения правил и норм поведения. Ребенок должен знать, что от него требуется, его обязанности и права. Иначе ребенок действует методом «проб-ошибок» причем по этому поводу у учителя должны быть четкие критерии по соблюдению правил поведения.

3.      Адаптация проходит менее болезненно, если учить ребенка определенным навыкам общения со сверстниками, умением работать вместе.

4.      Адаптации способствует терпеливое, внимательное, доброжелательное отношение самого учителя к детям.

 Адаптация ребенка к школе включает в себя разнообразные аспекты:

·         Социальный

·         Логический

·         Педагогический

·         Психологический

·         Физиологический

Процесс физиологической адаптации ребенка к школе в зависимости от показателей функционирования всех систем организма, работоспособности, успеваемости, здоровья в начальный период обучения можно разделить на 3 основных этапа (периода) адаптации:

1 этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий учащихся отвечают бурной реакцией и значительным напряжением всех систем организма. Эта «физиологическая буря» длится 2-3 недели в развитии у детей с ОВЗ от 1 месяца до 2-х;

2 этап – неустойчивое приспособление, когда  организм ищет варианты реакций на эти воздействия.

 Эти два этапа характеризуются:

1. Достаточно низким уровнем работоспособности, ее неустойчивостью.

2.      Высоким напряжением всех систем организма, их низким взаимодействием

(у детей с ОВЗ - второй месяц обучения)

3 этап – период относительно устойчивого приспособления (адекватное реагирование организма на нагрузки без его повышенного напряжения). У детей с ОВЗ – 2 четверть от 5-6 недель обучения до 9 недель обучения.

Характеристика этапа:

1.      Постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности.

2.      Снижается напряжение основных систем организма, т.е. наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением.

           

Успешность адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка. Часто могут наблюдаться «школьные стрессы» - это нарушение психического состояния, которое приводит к резкому ухудшению здоровья и не позволяет ребенку справляться с учебной нагрузкой.

 

 В зависимости от характера адаптации выделяются группы детей:

1.                 С легкой адаптацией в течение 1-ой четверти.

2.                 Адаптация средней тяжести, где нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия.

3.                 Тяжелая адаптация, которой характерны значительные нарушения состояния здоровья, нарастающие к концу учебного года.

 

Кроме того, у всех детей наблюдается:

    • двигательное возбуждение или заторможенность   
    • жалобы на головные боли
    • плохой сон
    • снижение аппетита.

 Индикатором трудности процесса адаптации к школе служат изменения в поведении детей. Это может быть следующие проявления: заторможенность; депрессия; чувство страха; нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.

              

Основными показателями психологической адаптации ребенка к школе являются:

·         формирование адекватного поведения;

·         установления контакта с учащимися, учителем;

·         овладение навыками учебной деятельности.

 

Психологическая адаптация проходит у детей по-разному:

1 группа детей до 56% адаптируются к школе в течение первой четверти - периоду острой физиологической адаптации:

·         дети быстро вливаются в коллектив

·         спокойны, доброжелательны

·         выполняют требования учителя

Могут встречаться небольшие отклонения в поведении, нарушения правил поведения.

 

2 группа детей до 30% с длительным периодом адаптации до 1полугодия:

·         поведение детей не соответствует требованиям школы;

·         дети не могут принять ситуацию обучения;

·         не могут общаться с детьми, с учителями;

·         не реагируют на замечания вовсе или реагируют слезами, обидами;

·         испытывают трудности в усвоении программы.

 

3 группа 14% самая тяжелая:

·        не усваивают программу;

·        проявляют негативные формы поведения;

·        резко проявляют отрицательные эмоции, что создает отчуждение и отрицательное отношение окружающих.

Дети становятся «отверженными». Но это рождает реакцию протеста: они «задираются» на переменах, кричат на уроках, стараясь хоть как-то выделиться. Если вовремя не разобраться в причинах, не скорректировать затруднения адаптации, то это может привести к педагогической запущенности, задержке психологического развития, срыву и стойкому нарушению эмоционального состояния, может перейти в нервно-психологическую патологию.

 

Практические рекомендации для родителей в период адаптации ребенка

 к обучению в школе.

Если вам удастся разумно организовать жизнь вашего ребенка, это облегчит вам взаимное познание, убережет от многих неприятностей в будущем и подарит часы общения с близким человеком.

1. Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

2. Не торопите. Умение рассчитать время – ваша задача, и если плохо удается, это не вина ребенка.

3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, до завтрака ему придется много поработать.

4. Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «Смотри не балуйся!», «Веди себя хорошо!», «Чтобы сегодня не было замечаний!» и т. п. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.

5. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил на занятии, уроке?» Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.

6. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.

7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем проходил без ребенка. Важно выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.

8. После уроков необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил.

9. Не заставляйте делать все задания сразу, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15-минутные «переменки», лучше, если они будут подвижными.

10. Во время приготовления занятий не сидите над душой, дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («Не волнуйся, все получится!», «Давай разберемся вместе!», «Я тебе помогу!»), похвала (даже если не очень получается) – необходимы.

11. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то...». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка,  и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

12. Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.

13. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, почитайте литературу для родителей, там вы найдете много полезного.

14. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда заниматься сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель (сентябрь и половина октября), конец декабря (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, конец февраля - начало марта. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.

15. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы.

16. Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим: «Ты уже большой!» 7-8-летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать «завтрашнюю» контрольную и т. п.

Пожелание родителям: Завтра новый день, и вы должны сделать все, чтобы ребенок был спокойным, добрым и радостным. При желании можно прожить его без нервотрепки и нотаций.

 

Консультацию подготовили: педагоги-психологи школы-интерната Наталья Анатольевна Гребенькова и Татьяна Ивановна Родина.