Главная страница

Детская агрессия

Формы нарушения поведения детей бывают разными. Среди них на сегодня лидирует агрессия.

Исследователи и психологи выделяют такие наиболее распространенные причины агрессивного поведения детей:

·         стремление достичь целей (получить результат)

·         желание получить внимание со стороны товарищей, одноклассников

·         месть и защита

·         желание лидировать

·         стремление подчеркнуть свою уникальность, показать свое превосходство, быть выше других через ущемление достоинства и чести другого человека

 

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют следующие:

·  недостаточное развитие интеллекта;

·  сниженная самооценка;

·  низкий уровень самоконтроля;

·  неразвитость коммуникативных навыков;

 

·         повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.).

Виды агрессии у детей

По направленности агрессивное поведение бывает двух типов:

·         гетероагрессия

·         аутоагрессия

Первый из названных типов направлен на тех, кто окружает ребенка. Это может быть употребление ненормативной лексики или даже убийства. Аутоагрессия, как понятно из названия, это поведение, направленное на себя. Сюда относится саморазрушающее поведение и самоуничижение, крайней формой такого поведения является самоубийство.

По причинам появления агрессивное поведение бывает таким:

·         реактивное

·         спонтанное

Реактивное возникает как ответная реакция на внешние факторы, например, ситуация ссоры. Спонтанная агрессия не имеет видимой причины, она мотивируется внутренними импульсами личности.

По целенаправленности агрессивное поведение детей может быть:

·         инструментальным

·         целевым

Первый из названных видом служит для достижения задуманного результата; второй является спланированным действием, целью которого является нанесение ущерба человеку или животному.

 

По открытости проявления агрессивное поведение может быть:

·         прямым

·         косвенным

Прямая агрессия подразумевает направленность на объект, который вызывает злость, раздражение или другие негативные эмоции. А второй из названных видов направлен на людей или животных, которые не вызывает злости или прочих негативных эмоций, но по каким-то причинам является более удобным для выплескивания эмоций. Например, ребенок в школе имел негативный опыт общения с учителем, и, приходя домой, срывается на своей сестре, хотя та ни в чем не виновата.

По форме проявлений агрессивное поведение делят на три вида:

·         экспрессивное

·         вербальное

·         физическое

Экспрессивное подразумевает использование невербальных средств:

·         интонации

·         мимики

 

·         жестов и пр.

Вербальная агрессия — словесное выражение негатива, в основном угрозы и оскорбления. Физическое агрессивное поведение подразумевает нанесение ущерба кому-либо с помощью прямого применения физической силы.

 

   Исследователь И. А. Фурманов агрессивное поведение детей делит на 2 формы:

·         социализированная

·         несоциализированная

Социализированная

   У большинства детей нет психических болезней, у них низкая мораль и воля, что отражается на поведении. В плане самоконтроля они слабые, могут не придерживаться социальных норм, потому что имеют слабое понятие о них или же неверное воспитание. Агрессия используется ими в основном, чтобы привлечь внимание к своей персоне. Эмоции они выражают четко: кидаются вещами, кричат. Как только они получили внимание, агрессивное поведение сменяется на спокойное.

   В таких случаях проявления агрессии кратковременные, жестокости не наблюдается. После крика на сверстника может быть попытка вступить с ним в игру, к примеру. Дети с такими проявлениями агрессии не имеют почти никогда друзей. Сверстники будут сторониться их или игнорировать. Поведение такого плана напоминает гиперкинетичесий синдром, но является более агрессивным и целенаправленным.

 

Несоциализированная

Дети с такой формой агрессивного поведения имеют в основном психические нарушения, например, органическое поражение мозга или шизофрению. У них также наблюдается негативное эмоциональное состояние. Враждебность по направлению к окружающим у таких детей спонтанная, или же может возникать в стрессовой ситуации.

При несоциализированной агрессии дети характеризуются импульсивным поведением, излишней возбуждаемостью, эмоциональным напряжением и высоким уровнем тревожности. Чаще всего они проявляют физическую и вербальную агрессию. Такие дети не пытаются дружить с ребятами во дворе и одноклассниками. О причинах своих действий рассказать почти никогда не могут. Зачастую агрессивное поведение нужно им, чтобы снять эмоциональный стресс или получить удовлетворение от того, что другой страдает от их действий.

Проявления агрессивного поведения детей

Фурманов И. А. выделил 4 категории детей, исходя из их проявлений агрессии (форм агрессивного поведения):

·         Дети, склонные к физической агрессии

·         Дети, склонные к проявлению вербальной (словесной) агрессии

·         Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии

 

·         Дети, склонные к проявлению негативизма

Все агрессивные дети неспособны понимать других детей и взрослых. В окружающих людях они  видят только их отношение к себе: пытается ли человек нанести ему вред, выгодно ли нормальное общение с человеком в данный момент, уделяют ли ему достаточно внимания и пр. Такие дети не склонны к сопереживанию, сочувствие для них остается пустым словом, если вовремя не скорректировать такое поведение и психологию ребенка.

 

   Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются, толкаются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелательное, обращение, взрываются и бушуют? Причин такого поведения может быть много.

   Но часто дети поступают так потому, что не знают, как поступить иначе.

К сожалению, их способы поведения,  так называемый, поведенческие репертуар, довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение. Предоставление выбора способа взаимодействия особенно актуально, когда речь идет об агрессивных детях. Работа с данной категорией детей должна проводиться в 3-х направлениях:

1. Работа с гневом.

Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

 

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

·        Наблюдайте за ребенком. Если во время игры проявляется агрессия к игрушкам или домашним животным, то необходимо задуматься и выявить причины такого поведения.

·        Необходимо научить ребенка контролировать себя, когда вы находитесь под действием стресса.

·        Будьте последовательным в действиях. Чаще всего, дети проявляют агрессию тогда, когда не знают, как отреагируют родители на плохое поведение. Ребенок должен знать о последствиях.

·        Нельзя применять силы и угрозы, в порывах гнева нельзя обзывать и унижать. Ребенок – это отражение его родителей, со временем он начнет копировать ваши слова и поведение.

·        В семье должны быть уважительные и доверительные отношения, приучайте малыша рассказывать о его чувствах, о” победах” и” поражениях”, о том, что его волнует.

·        Следите за тем, какие фильмы, мультфильмы смотрит ваш малыш. Анализируйте с ребенком какие персонажи в мультфильмах или книгах ему нравятся и наоборот.

·        Подавайте своему ребенку пример гуманного отношения к окружающему миру. Проявляйте любовь, заботу и внимание. Ребенок должен чувствовать, что он важен и нужен для родителей. Почаще гуляйте с ребенком.

·        Подвижные игры помогают выплескивать негативные эмоции, освободится от накопленной лишней энергии.

 

Консультацию подготовила

 

педагог-психолог Т.И.Родина