Коррекционные игры и упражнения на развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ.

Консультация для педагогов и родителей

Коррекционные игры и упражнения на развитие мелкой моторики  у детей

с ограниченными возможностями здоровья.

 

      Основой развития каждого человека является двигательная активность. Когда мы говорим о крупной моторике, мы имеем в виду ту часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве.

Совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения – это навыки мелкой моторики, составляющие основу деятельности человека.

     Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка, уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому начинать развивать мелкую моторику   важно как можно раньше.

     В своей работе активно использую различные  упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями, придерживаясь некоторых правил:

  • Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.
  •  Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
  • Работу провожу регулярно, систематически.
  •  Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
  •  Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
  • Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда

подкрепляется его интерес к играм и занятиям.

Итак, какие же игры и упражнения существуют?

·        Пальчиковые игры. Эти упражнения направлены на воздействие на пальцы  рук. Массаж проводят в игровой форме, рассказывая стишки и потешки, чтобы привлечь внимание ребенка. Для получения максимального эффекта, необходимо тренировать каждый палец в отдельности. При этом движения должны быть не только динамическими (развивающие подвижность пальцев рук), но и расслабляющие (нормализующие мышечный тонус), и статические (удерживание пальцев рук в определенной позе). Это могут быть и простые поглаживания кистей рук, и массирование пальчиков, сжимание и разжимание кулачков, ладушки. Можно использовать сторонние предметы, например, предложить ребенку достать из мешочка игрушку, или покрутить в ладошках маленький шарик (каштан, шишку), перекладывая его из одной руки в другую.

·        Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

·        Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. Д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

·        Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. Д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

·        Завязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук ребёнка. 

·        Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.

·        Переборка круп. Насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук, развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.

·        Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если на дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.

·        Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

  • Рисование.
    Один из самых простых способов развить мелкую моторику. Для начала можно использовать пальчиковые краски. Пусть ребёнок  «почувствует» их, проведет пальчиками по бумаге и увидит, что получилось. Когда он  научится рисовать пальчиками, предложите ему кисть и раскраску. Для начала это должны быть простые, крупные предметы (животные), по одному на листе.  Рисовать можно как красками, так и карандашами, фломастерами, мелками. 
  • Мозаика.
    Она бывает крупной и мелкой, выбирать нужно в зависимости от возраста ребенка. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть предметы. Мозаика очень хорошо развивает пальчики рук.   В дальнейшем можно составлять целые мозаичные картины.
  • Нанизывание пирамидки. Собирание матрёшки.
  • Сматывание шерстяной пряжи в клубки.

Детям  очень нравятся вышеперечисленные упражнения и игры, они с удовольствием занимаются на занятиях и искренне радуются своими успехами.

 

Консультацию подготовила

учитель-дефектолог

 Л.В.Владимирцева