Главная страница

Рекомендации социального педагога родителям по раннему выявлению вредных привычек у подростков.

       В подростковом возрасте проявляются изъяны  предшествующего воспитания. Следовательно, важнейшая задача родителей – это контроль  за состоянием ребенка. Необходимо обязательно обращать внимание на то, в каком состоянии он пришел домой, сравнивая с состоянием, в котором он вышел из дома. Это позволяет вовремя, к примеру, выявить, случаи, когда ребенок впервые закурил, принял алкоголь или наркотики.

Причины развития вредных привычек  у подростков кроются в социально-экономических причинах развития общества и среди них:

·         неблагополучное положение в семье;

·         эмоциональная неустойчивость подростка;

·         невысокий уровень интеллекта и образования;

·         издержки воспитания;

·         бездуховность и безидейность;

·         низкий уровень санитарно - просветительной работы.

Я хочу познакомить родителей с описанием симптомов и внешних признаков в поведении ребенка, принимающего психоактивные вещества (ПАВ) – алкоголь, табак, наркотики.

Алкогольные  напитки  (пиво, вино, водка и т.д.)

Симптомы: замедленные реакции, сонливость, невнятная речь, изменение личности (появление других ценностей).

Внешние признаки: спрятанные бутылки, характерный запах алкоголя,  безвольное обвисание губ, расслабление челюстей, нарочитость движений, провалы в памяти.

Табак

Симптомы:  снижение физической силы, выносливости, ухудшение координации, быстрая утомляемость, нарастающая слабость, снижение трудоспособности.

Внешние признаки: запах табака (дыма), частое и долговременное пребывание в туалете, в ванной, наличие спичек, зажигалок, табака в швах карманов, пожелтение пальцев.

Одним из распространенных видов среди молодежи  является токсикомания - использование бытовых и промышленных химикатов при испарении лаков, красок, клея, эфира, бензина. Ее симптомы и признаки:

Вдыхание  клея

Токсическое опьянение способен вызывать клей с содержанием толуола.

Симптомы:

улучшение настроения состояние беспечности и благодушия, утрата ясности мышления, искажение восприятия действительности, нарушение равновесия и координации движения, галлюцинации, жалобы  со стороны ребенка на ощущение тошноты и рвоты, увеличенные зрачки глаз. 

Внешние признаки:

наблюдаемые пятна  и синтетический запах  клея, лака, краски на одежде и обуви ребенка, вялость и апатия,  галлюцинации, покраснение лица, расширение  зрачков.    

Ацетон

Симптомы:  эйфорическое состояние, иногда сопровождаемое  сильными галлюцинациями и дезориентировкой во времени.   

Внешние признаки:  возникший душевный подъем  внезапно сменяется апатией, раздражительностью, слабостью, теряется способность адекватно мыслить и воспринимать действительность на некоторое время.

Краски и нитрокраски

Симптомы:  тошнота и рвота, жалобы на  першение в горле, головокружение и головную боль,  тошноту,  открывается кашель.

Внешние признаки:  эйфорическое состояние,   иногда с галлюцинациями  (в том числе и слуховыми)   и дезориентировкой во времени. Внешне он спокоен: сидит с полузакрытыми глазами и опущенной головой.

    Для предотвращения  причин развития вредных привычек  у детей подросткового возраста родители  подростка  должны помнить, что семья – колыбель духовного рождения человека и  первый устойчивый коллектив в его жизни. Всё, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в том, что в ней человек проводит большую часть своей жизни и каким будет ребёнок, зависит от отношений в семье между её членами. Именно в  семье закладываются основы личности.  Семья – это самая важная среда формирования личности и институт воспитания. Существуют, конечно, и другие факторы, влияющие на развитие и становление личности – среда обитания, среда обучения, среда отдыха. Семья несет главенствующую в этом функцию.

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит  
От них всё то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.

Итак, какие же выводы можно сделать?

1. Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
2. Не скупиться на ласку, внимание и сочувствие.
3. Не применять к детям физических мер воздействия. Бить детей – это не педагогический приём, он не принесёт положительных результатов в воспитании.

Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом и знаниями.

 

 

Е.В.Локтионова – социальный педагог