«Игра как эффективная форма развития, обучения и воспитания детей со сложной структурой дефекта»

«Игра как эффективная форма развития, обучения и воспитания детей со сложной структурой дефекта»

                                                         «Самая любимая и всепоглощающая         

                                                          деятельность ребёнка - это игра»

                                                                                            З.Фрейд

  В нашей школе учатся дети со сложной структурой дефекта, с различными формами интеллектуальных и двигательных нарушений. Дети со сложной структурой дефекта, так же как и нормально развивающиеся сверстники, любят играть, но развитие их игровой деятельности требует специального коррекционно- развивающего обучения в силу недоразвитости познавательной сферы. Низкий уровень познавательной активности усугубляется нарушением двигательных функций, имеющих в своей основе нарушения центральной нервной системы. В связи с двигательными нарушениями, нарушены пространственные представления, зрительно- моторная координация, сильно ограниченно поле зрения. Такие дети не способны развивать сюжет игры, для них представляет трудность принять познавательную задачу. Без сопровождения взрослого процесс игры невозможно осуществить до конца, так как волевые регулировки детей недостаточно развиты.

  Самой важной и самой сложной задачей нашей школы является социальная адаптация детей в условиях современности. Особое внимание при решении этой задачи уделяется работе с детьми со сложной структурой дефекта, как категория детей особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких людей, но и общества.

  Надо отметить, что игра – самый эффективный метод социализации детей. В игре они сначала на уровне игрового общения начинают разговаривать друг с другом и со взрослыми. Усвоение детьми знаний, приобретение умений в игровой форме происходит гораздо легче. Играя, дети учатся следовать правилам, постигать социальные отношения, переносить неудачи, поражения, переживать успех. Игра способствует концентрации внимания ребёнка в течении продолжительного времени. Игра – это развлечение и расслабление, вносящее разнообразие в школьные будни.

  Игра – это удовольствие для детей. Через игру дети познают окружающий мир, в игре развивается их речь. Игра способствует развитию памяти, внимания, мышления.

  Обучение детей со сложной структурой дефекта требует особого психологического подхода. Нужно иметь определённые педагогические навыки. Это, во-первых, умение создавать атмосферу психологического комфорта, что позволяет достичь положительной динамики развития детей. Во- вторых, умение устанавливать контакт с ребёнком. Такое возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное положительного эмоционального настроя.

  В нашей школе на уроках «Музыка и движение», «Адаптивная физкультура»  проводятся интегрированные, сказочно - игровые коррекционно- развивающие занятия: «Сказочный мир», «Сказка в сказке», «Путешествия в зимний лес», «Три поросёнка», «Лесная школа». Сказки о школьной адаптации, об отношении учеников к вещам, об отношении к урокам, об отношении детей  друг к другу, о здоровье. Такие сказочно- игровые уроки имеют успех, потому что они просты, понятны и доступны ребёнку, а следовательно, интересны для него. Эти уроки лиричны и создают особую близость между ребёнком и учителем.

  На уроках царит атмосфера, в которой дети могут эмоционально открыться, чувствовать себя безопасно, где принимают их чувства, переживания, наблюдения, какими странными они бы не показались. Даже пассивное участие ребёнка в сказочной игре способствует его психическому и физическому развитию.

  Чтобы помощь таким детям была эффективной, в нашей школе созданы необходимые условия и среда, в которой осуществляется коррекционно- развивающая работа, направленная на адаптацию в условиях семьи, коллектива сверстников и обществе.

 

 Консультацию подготовила:

 Нестеренко Е.В. учитель ритмики и корригирующей гимнастики,

 высшей квалификационной категории

Коррекционные игры и упражнения на развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ.

Консультация для педагогов и родителей

Коррекционные игры и упражнения на развитие мелкой моторики  у детей

с ограниченными возможностями здоровья.

 

      Основой развития каждого человека является двигательная активность. Когда мы говорим о крупной моторике, мы имеем в виду ту часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве.

Совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения – это навыки мелкой моторики, составляющие основу деятельности человека.

     Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка, уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому начинать развивать мелкую моторику   важно как можно раньше.

     В своей работе активно использую различные  упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями, придерживаясь некоторых правил:

  • Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.
  •  Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
  • Работу провожу регулярно, систематически.
  •  Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
  •  Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
  • Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда

подкрепляется его интерес к играм и занятиям.

Итак, какие же игры и упражнения существуют?

·        Пальчиковые игры. Эти упражнения направлены на воздействие на пальцы  рук. Массаж проводят в игровой форме, рассказывая стишки и потешки, чтобы привлечь внимание ребенка. Для получения максимального эффекта, необходимо тренировать каждый палец в отдельности. При этом движения должны быть не только динамическими (развивающие подвижность пальцев рук), но и расслабляющие (нормализующие мышечный тонус), и статические (удерживание пальцев рук в определенной позе). Это могут быть и простые поглаживания кистей рук, и массирование пальчиков, сжимание и разжимание кулачков, ладушки. Можно использовать сторонние предметы, например, предложить ребенку достать из мешочка игрушку, или покрутить в ладошках маленький шарик (каштан, шишку), перекладывая его из одной руки в другую.

·        Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

·        Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. Д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

·        Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. Д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

·        Завязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук ребёнка. 

·        Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.

·        Переборка круп. Насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук, развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.

·        Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если на дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.

·        Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

  • Рисование.
    Один из самых простых способов развить мелкую моторику. Для начала можно использовать пальчиковые краски. Пусть ребёнок  «почувствует» их, проведет пальчиками по бумаге и увидит, что получилось. Когда он  научится рисовать пальчиками, предложите ему кисть и раскраску. Для начала это должны быть простые, крупные предметы (животные), по одному на листе.  Рисовать можно как красками, так и карандашами, фломастерами, мелками. 
  • Мозаика.
    Она бывает крупной и мелкой, выбирать нужно в зависимости от возраста ребенка. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть предметы. Мозаика очень хорошо развивает пальчики рук.   В дальнейшем можно составлять целые мозаичные картины.
  • Нанизывание пирамидки. Собирание матрёшки.
  • Сматывание шерстяной пряжи в клубки.

Детям  очень нравятся вышеперечисленные упражнения и игры, они с удовольствием занимаются на занятиях и искренне радуются своими успехами.

 

Консультацию подготовила

учитель-дефектолог

 Л.В.Владимирцева

 

 

Приказ о создании кабинета здоровья.

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Ребрихинская общеобразовательная школа - интернат "

 Алтайский край, Ребрихинский район, село Ребриха, пр-т Победы, 15

Контактный телефон 8(385 82) 2-61-62, E-mail:rebrihaskshi1@mail.ru

 

ПРИКАЗ

14.02.2018 года №                                                                                  с. Ребриха

О внедрении системы мониторинга здоровья обучающихся и здоровьесберегающей деятельности КГБОУ «Ребрихинская общеобразовательная школа-интернат»

 

На основании приказа Министерства образования и науки Алтайского края от 18.10.2017 № 1361 «Об утверждении перечня мероприятий по вне­дрению в общеобразовательных организациях, осуществляющих образова­тельную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, Алтайского края системы мониторинга здоровья обучающихся на основе отечественной технологической платформы»

приказываю:

1.       Создать Кабинет здоровья.

2.       Утвердить Положение о Кабинете здоровья.

3.  Утвердить План работы Кабинета здоровья КГБОУ «Ребрихинская общеобразовательная школа-интернат» на 2017-2018 учебный год.

4.       Назначить   Кауфман О.Э., врача-педиатра - руководителем Кабинета здоровья, ответственной за проведение мониторинга показате­лей здоровья с помощью АПК;

 Гребенькову Н.А., педагога-психолога  - ответственной за проведение социально-психологического мони­торинга;

5. Внести дополнения в должностные инструкции руко­водящих и педагогических работников, участвующих в реализации монито­ринга здоровья обучающихся и здоровьесберегающей деятельности образо­вательной организации.

6. Делопроизводителю Арефьевой Е.С. в срок до 26.02.2018 года ознакомить сотрудников с изменениями должностных инструкций.

 7. Гребеньковой Н.А. в срок до 12.03.2018 года обеспечить получение информированных согласий родителей на проведение доврачебного диагностического обследования с помощью аппаратно-программного комплекса в образовательной организа­ции и деятельность по формированию здорового образа жизни обучающихся.

 8.  В срок до 12.03.2018 года внести изменения в планы работы сотрудников, участвующих в организации и проведении мониторинга здоровья обучающихся.

9.       Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя директора по учебной работе, ответственной за реализацию мероприятий мониторинга здоровья обучающихся.

 

Директор школы- интерната                                            Н.Г. Джафарова

 

Приложение 1

 

Положение

 о Кабинете здоровья КГБОУ «Ребрихинская общеобразовательная школа-интернат»

1. Общие положения

1.1. Кабинет здоровья КГБОУ «Ребрихинская общеобразовательная школа-интернат» (далее - «Кабинет здоровья») - организационно-функциональная форма взаимодействия специалистов школы-интерната по обеспечению условий для сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса, развития культуры здоровья и формирования здорового образа жизни на ее основе. 1.2.В своей деятельности Кабинет здоровья руководствуется Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 №-273-ФЗ «Об образовании», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15»Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», приказом Минздрава России от 05.11.2013 № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях», постановлением Администрации Алтайского края 20.12.2013 № 670 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие образования и молодежной политики в Алтайском крае» на 2014-2010 годы», приказу Министерства образования и науки Алтайского края от 18.10.2017 № 1361 «Об утверждении перечня мероприятий по внедрению в общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программами, Алтайского края системы мониторинга здоровья обучающихся на основе отечественной технологической платформы».

1.3. Деятельность Кабинета здоровья осуществляется при организационной поддержке и научно-методическом сопровождении регионального ресурсного центра мониторинга здоровья обучающихся КГБУ ДПО АКИПКРО.

2. Цели и задачи

2.1. Целью Кабинета здоровья является создание здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей формирование здорового образа жизни и созданию здоровьесберегающего пространства в школе-интернате.

2.2.   Задачами Кабинета здоровья являются:

повышение уровня культуры здоровья всех субъектов образовательных отношений (обучающихся, педагогов, родителей) и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей;

формирование         среды         школы-интерната,         обеспечивающей

здоровьесберегающий характер образовательного процесса и личную (коллективную) безопасность обучающихся;

создание условий, обеспечивающих снижение рисков заболеваемости обучающихся, воспитанников наиболее распространенными болезнями детей и подростков, в т.ч. обусловленными образовательным процессом и социально обусловленными заболеваниями;

мониторинг уровня соматического здоровья, физической подготовленности, социально-психического статуса обучающихся, реализации здоровьесберегающих технологий, оздоровительных и реабилитационных мероприятий.

3. Основные направления деятельности

3.1. К основным направлениям деятельности Кабинета здоровья относятся:

мониторинг здоровья образа жизни обучающихся, воспитанников качества здоровьесберегающей среды школы-интерната;

повышение готовности педагогов и специалистов к здоровьесберегающей деятельности;

-   содействие укреплению здоровья обучающихся, воспитанников, в том числе медицинское и санитарно-гигиеническое обеспечение образовательной среды и образовательного процесса;

внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий воспитания и обучения, направленных на формирование культуры здоровья и здорового образа жизни у обучающихся, воспитанников;

-   обеспечение психолого-педагогического медицинского и социального сопровождения обучающихся, воспитанников.

4. Организационные основы

4.1.    Кабинет здоровья создается приказом директора школы-интерната и находится в непосребдственном подчинении директора школы-интерната.

4.2.  Руководство и координацию деятельности Кабинета здоровья осуществляет специалист школы-интерната, назначаемый директором школы-интерната.

4.3. Организационная структура Кабинета здоровья включает в себя: кабинет врача;

процедурный кабинет; кабинет педагога-психолога; логопедический кабинет; зал лечебной физкультуры.

4.4.      Оздоровительные, реабилитационные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия осуществляются в Кабинете здоровья медицинскими работниками, педагогом-психологом, учителем-логопедом, инструктором ЛФК, учителем физической культуры, классными руководителями, воспитателями, социальным педагогом.

4.5. Специалисты Кабинета здоровья повышают свою профессиональную квалификацию в учреждениях дополнительного профессионального образования.

4.6. В своей работе Кабинет здоровья руководствуется настоящим Положением, а также программой развития школы-интерната в части сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников.

4.7. Для обеспечения деятельности Кабинета здоровья школа-интернат выделяет и оснащает в соответствии со своими возможностями помещения для проведения мероприятий медицинской, оздоровительной, физкультурной, образовательной,            социально-психологической            направленности, компьютерной диагностики.

4.8.   Техническую базу Кабинета здоровья в школе-интернате составляет компьютерное оснащение с выходом в Интернет, обеспечивающее возможность включения школы-интерната в единую базу данных мониторинга здоровья обучающихся, воспитанников.

4.9.  Кабинет здоровья взаимодействует с иными организационными структурами школы-интерната, методическими объединениями, школьным консилиумом.

4.10.  Кабинет здоровья информирует участников образовательных отношений (педагогов, обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей)) о результатах деятельности школы-интерната по созданию здоровьесберегающей образовательной среды и мониторинга здоровья обучающихся.

5. Финансирование

5.1.    Финансирование   кабинета   здоровья   осуществляется   за   счет   средств бюджета в соответствии с утвержденным штатным расписанием.

6. Документация Кабинета здоровья

6.1.    Документами,   регламентирующими   деятельность   Кабинета   здоровья, являются:

приказ директора школы-интерната о создании Кабинета здоровья; приказ   директора   школы-интерната   об   утверждении   положения   о Кабинете здоровья;

приказ директора школы-интерната о составе и руководстве Кабинета

здоровья;

план работы Кабинета здоровья на год;

отчет о работе кабинета здоровья за год.

 

 

Приложение 2

План работы Кабинета здоровья

КГБОУ «Ребрихинская общеобразовательная школа-интернат»

По реализации мероприятий по внедрению системы мониторинга здоровья детей и здоровьесберегающих технологий на 2017-2018 учебный год

 

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственный исполнитель

Ожидаемый результат / документ

Нормативно-правовое обеспечение

1.

Институализация создания Кабинета здоровья в школе-интернате

Декабрь 2017г.

Джафарова Н.Г.

1.            Приказ о создании Кабинета здоровья.

2.            Утверждение положение о Кабинете здоровья.

3.            Внесение изменений в должностные инструкции.

4.            Назначение ответственного должностного лица.

5.            Утверждение плана внедрения мониторинга здоровья обучающихся, воспитанников.

6.            Внесение изменений в планы работы, в том числе ВШК.

2.

Заключение соглашения о сотрудничестве с Министерством образования и науки Алтайского края, Региональным ресурсным центром мониторинга здоровья обучающихся, воспитанников (далее РРЦ МЗО)

Октябрь 2017г.

Джафарова Н.Г.

Соглашение о сотрудничестве

Организационно-методическое обеспечение

3.

Участие во всероссийской конференции «Охрана здоровья обучающихся с ОВЗ в общеобразовательных организациях» (г. Ростов-на-Дону)

Ноябрь, 2017г.

Джафарова Н.Г.

Анализ опыта других регионов. Программа деятельности образовательной организации по внедрению мониторинга здоровья детей с ОВЗ.

4.

Повышение квалификации руководящих и педагогических кадров в области организации и проведения мониторинга, использования здоровьесберегающих технологий

Согласно плану КГБУ ДПО АКИПКРО

Алехина Н.А.

Спиркина Е.Н.

Ромахин И.П.

Кудряшов М.Г.

Борисова Р.А.

Мальцева И.А.

Родина Т.И.

Чемоданова Т.В.

Документы, подтверждающие повышение квалификации

5.

Подготовка помещения, создание условий для размещения оборудования

Декабрь, 2017г.

Джафарова Н.Г.

Джафаров В.А.

Сергеева Л.А.

Условия для установки оборудования

6.

Оснащение Кабинета здоровья отечественным оборудованием и программными комплексами для скрининга соматического, психического и социального здоровья обучающихся.

Декабрь 2017г. – январь 2018г.

Джафарова Н.Г.

Наличие комплекта оборудования; акт приема-передачи оборудования; размещение и подключение оборудование.

7.

Оснащение Кабинета здоровья информационными материалами по формированию здорового и безопасного образа жизни

Декабрь 2017г. – январь 2018г

Джафарова Н.Г.

Наличие комплекта информационных материалов

8.

Размещение информации о реализации проекта на сайте школы-интерната

Февраль  2018 г., далее ежемесячно

Алехина Н.А., Карпова Е.А.

Размещение материалов на сайте школы-интерната (новости, события, содержание деятельности, результаты)

9.

Участие в научно-практической конференции «Здоровое поколение 21 века»

Ноябрь 2018г.

Джафарова Н.Г.

Алехина Н.А.

Специалисты и педагоги  школы-интерната

Представление результатов здоровьесберегающей деятельности и мониторинга здоровья детей с ОВЗ

10.

Подготовка материалов по представлению опыта внедрения здоровьесберегающих технологий с учетом специфики обучения детей школы-интерната

Ноябрь 2018г.

Алехина Н.А., Карпова Е.А., педагоги школы-интерната

Сборник материалов

Мониторинг здоровья обучающихся, воспитанников

11.

Организация и проведение мониторинга здоровья

Согласно плану-графику

Кауфман О.Э.

Дергач Н.А.

Сергеева Л.А.

Болтовская Т.С.

База данных

12.

Формирование пакетов сведений о проведении мониторинга

Согласно плану-графику

Кауфман О.Э.

Сергеева Л.А.

Болтовская Т.С.

 

Передача данных в региональный центр

Профилактические мероприятия

13.

Корректировка планов работы классных руководителей, воспитателей, педагогов-психологов, учителей физической культуры, корригирующей гимнастики, для пропаганды здорового питания, занятий физической культуры и активной жизнедеятельности

Январь – сентябрь 2018г.

Алехина Н.А.,

Карпова Е.А.,

Педагоги школы-интерната

Планы работы

классных руководителей, воспитателей, педагогов-психологов, учителей физической культуры, корригирующей гимнастики

14.

Проведение мероприятий оздоровительной и профилактической направленности.

По отдельному плану

Алехина Н.А.,

Карпова Е.А.,

Педагоги школы-интерната

Позитивная динамика оздоровительных мероприятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мониторинг здоровья обучающихся в краевых государственных общеобразовательных учреждениях

С целью подготовки к проведению проверки Минобрнауки России          реализации мероприятий мониторинга здоровья обучающихся в краевых государственных общеобразовательных организациях с 19.02.2018 по 22.02.2018 обеспечить:

1.     наличие в учреждении следующих документов по данному вопросу:

приказ о создании Кабинета здоровья;

приказ об утверждении Положения о Кабинете здоровья;

приказ об утверждении плана работы Кабинета здоровья;

приказ о назначении ответственных должностных лиц (с внесением изменений в должностные инструкции и планы работы сотрудников);

согласия родителей на участие в мероприятиях проекта;

подписанное соглашение с КГБУ ДПО АКИПКРО;

2.     разработать план проведения информационной кампании с включением классных часов, родительских собраний, педагогических советов, методических объединений по указанной тематике с 01.01.2018;

3.     постановку на учет оборудования, приобретенного в рамках реализации проекта, присвоение каждой позиции оборудования инвентаризационного номера;

4.     создание на сайте образовательного учреждения раздела «Мониторинг здоровья обучающихся» с размещением в нем фотографий, локальных актов, регламентирующих работу по данному направлению;

5.     участие в вебинаре 15.02.2018 в 15.00 часов

6.     установку и подключение оборудования до 17.00 15.02.2018;

7.     предоставление промежуточной информации по установке и подключению оборудования 15.02.2018 в 12.00, в 17.00 итоговую информацию на электронную почту: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.;

8.     освоение навыков работы по мониторингу здоровья обучающихся,         с использованием поставленного оборудования, педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями физической культуры;

9.     готовность специалистов к представлению возможностей оборудования и его значимости для учреждения перед проверяющими.

 

 

 

Профилактика гриппа и ОРВИ.

Профилактика гриппа и ОРВИ в осенне-зимний период

Острые респираторные вирусные инфекции на сегодняшний день являются наиболее массовыми заболеваниями, именно на их долю ежегодно приходится до 90% случаев болезни. Согласно статистике, практически каждый взрослый в год заболевает гриппом или другими ОРВИ дважды, а находящиеся в группе риска дети, пожилые люди и лица с хроническими заболеваниями – и того чаще.

Заболеваемость ОРВИ наиболее высока в осенне-зимний период. Именно потому ранней осенью так актуален вопрос своевременной профилактики этих заболеваний. В целом профилактические меры предотвращения заболеваний гриппом и ОРВИ можно разделить на три направления:

·                            ведение здорового образа жизни и полноценное питание

·                            соблюдение мер предосторожности

·                            медикаментозная профилактика

Начнем с простого, но, к сожалению, так редко выполняемого – с образа жизни и питания.  На сегодняшний день отсутствием достаточной физической активности страдают не только взрослые, зачастую занятые сидячей офисной работой, но и дети, отдающие предпочтение компьютерным играм, а не развлечениям на свежем воздухе. Подобное явление не может не сказаться на иммунитете. 

При этом не обязательно бросаться из одной крайности в другую и покупать круглосуточный абонемент в спортивный клуб. Даже незначительных изменений в образе жизни будет достаточно, чтоб иммунная система ответила благодарностью. Введите в свою жизнь зарядку – простой комплекс упражнений, разогревающий мышцы и подготавливающий организм к активности в течение дня. По возможности, выполняйте её на свежем воздухе – во дворе или на балконе. Подключайте к этому занятию и детей – правильное физическое воспитание сослужит им добрую службу в будущем. Замечательно, если зарядка завершится обтираниями влажным полотенцем – такое своеобразное закаливание так же благотворно влияет на иммунитет. 

В течение дня по возможности замените передвижение на общественном транспорте пешей прогулкой, или  же просто найдите для этого время перед сном – это успокоит нервную систему и благотворно скажется на вашем сне.

Особое внимание в осенне-зимний период стоит уделить питанию. Важно, чтобы оно было сбалансированным и включало в себя все необходимые витамины и микроэлементы. В рационе обязательно должны присутствовать овощи и фрукты (в идеале – свежие), рыба, злаки. Злоупотребление фаст-фудом и снеками не пойдет на пользу ни вашей иммунной системе, ни организму в целом. Дополнительно витаминизировать свой рацион можно с помощью витаминно-минеральных комплексов и добавок. Помочь определиться с их выбором в соответствии с потребностями вашего организма поможет ваш лечащий врач.

Переходим ко второму пункту плана профилактики гриппа и ОРВИ – разумные меры предосторожности. Тут всё достаточно просто:

·                            Личная гигиена. Чаще всего ОРВИ передаётся в основном воздушно-капельным или оральным (поцелуи, рукопожатия, прикосновения к заражённым поверхностям с последующим попаданием вирусов через рот) путём. Потому чем чаще вы моете руки – тем ниже риск заражения. Вымыть руки – самое просто из того, что вы можете сделать для собственного здоровья.

·                            Избегайте контактов с больными. Не стоит навещать заболевших друзей. Не стоит стесняться надеть маску, если контакт с больным неизбежен. Берегите здоровье, кроме вас самих никто не сможет этого сделать.

·                            Если есть возможность избежать публичных мест – воспользуйтесь ею. Можете пройтись до работы пешком, а не ехать в троллейбусе  с чихающими и кашляющими пассажирами – пройдитесь. Перенесите визиты к болеющим друзьям. Не стоит без серьезной надобности бродить по магазинам. И даже очередей в поликлинике по возможности стоит избегать.

Вышеперечисленные правила простые, но достаточно действенные. Однако не всегда этих мер предосторожности хватает для того, чтоб устоять перед вирусами. Потому наряду с активным образом жизни и правильным питанием целесообразно пройти и медикаментозную профилактику. На сегодняшний день существуют два наиболее распространенных метода медикаментозной профилактики:

·                            прием противовирусных препаратов;

·                            вакцинация от гриппа.

Профилактический прием  в малых дозах противовирусных препаратов считается одним из наиболее прогрессивных методов предотвращения заболеваний гриппом и ОРВИ. Этот класс медикаментов эффективно стимулирует иммунную систему, подготавливая её к возможной встрече с вирусами и достойному им противостоянию.

Вакцинация так же считается эффективным методом противостояния гриппу, однако тут следует учитывать нюансы: 

·                            проходить вакцинацию необходимо до начала эпидемии;

·                            вакцина разрабатывается исключительно против вирусов гриппа, потому не будет эффективна против других вирусов, вызывающих ОРВИ (в связи с этим обстоятельством, целесообразным будет профилактический прием противовирусных препаратов в дополнение к вакцинации);

·                            вакцины имеют ряд противопоказаний к применению и должны вводиться только в здоровый организм. Перед проведением вакцинации консультация терапевта обязательна!

Подведем итоги. Наиболее эффективным будет комплексный подход к вопросу профилактики гриппа и ОРВИ, при этом необходимые профилактические меры достаточно просты в исполнении и требуют лишь дисциплинированного подхода.

Берегите своё здоровье, и организм ответит вам благодарностью!

 

Врач-педиатр О.Э.Кауфман