Консультация для педагогов. Коррекционно-развивающая работа с детьми на логопедических занятиях.

Коррекционно–развивающая работа с детьми на логопедических занятиях.

(консультация для педагогов).

 

 В настоящее время  образование невозможно представить без коррекционной работы учителей-логопедов. Педагогам все чаще приходится сталкиваться с проблемой нарушения речевого развития у школьников, а значит, требуется своевременная организация коррекционной помощи.

  Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем: письменная речь формируется на основе устной. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов  у обучающихся возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои способности и  возможности.

 Основной формой работы со школьниками на логопункте  являются индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Выбор именно этой формы объясняется следующими моментами: необходимо подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты.  У детей одной и той же возрастной группы могут быть различные дефекты речи, а у детей со схожими по структуре дефектами отмечается различный уровень сформированности когнитивных процессов; у каждого ребёнка существует свой темп усвоения материала; соматически ослабленные дети достаточно часто пропускают занятия  по болезни.

 Занятия по автоматизации звуков в словах, предложениях, стихах и текстах целесообразнее проводить в подгруппах. Объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.

   Ещё одна применяемая форма – индивидуальные занятия в присутствии других детей. Пока один ребёнок занимается с логопедом, другие выполняют специально подобранные упражнения-игры для развития мелкой моторики, цветовосприятия и т.п. Такая форма занятий экономит время и имеет другие положительные стороны: большая раскрепощённость детей на занятии, возросший интерес к речи сверстников, мотивация к формированию собственной чистой речи.

   Индивидуальные занятия проводятся с детьми, нуждающимися в постановке или коррекции звуков, независимо от причин, вызвавших нарушение произношения. Параллельно логопед комплектует группы для групповых занятий, учитывая возраст и уровень речевого развития.

   Занятия проводятся в дневное время,  родители могут на них присутствовать и получить консультацию, совет, рекомендации логопеда.

   Цель коррекционного обучения – коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития, воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной речи  с помощью специальных логопедических приёмов и методов.

Задачи коррекционного обучения:

- воспитание активного произвольного понимания речи;

- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

  - формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков    звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия;

- подготовка к обучению грамоты, овладение элементами грамоты;

- развитие навыков связной речи;

- развитие воображения, внимания, памяти, мышления.

  Работа учителя-логопеда (логопедический пункт). Основные задачи:

- социальная адаптация детей в коллективе;

- развитие речи и речевого общения (решение в единстве задач языкового и коммуникативного развития), формирование коммуникативных способностей и умения сотрудничать;

- осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;

- создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей;

      - взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения         полноценного, гармоничного развития детей, выработки компетентной позиции по отношению к собственному ребенку.                                                  
 
Коррекция речи:

-        развитие общей координации и мелкой моторики руки

-        охрана зрения

-        развитие сенсорики

-        коррекция эмоционально-волевой сферы

-        коррекция звукопроизношения

Развитие связной речи:

-        развитие невербальных средств общения

-        развитие речевого общения

-       обучение передавать свои мысли и чувства

-       обучение пересказу

-       обучение рассказыванию по серии картин

-       обучение составлению рассказа по картине

Коррекция звукопроизношения.

Цель: сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

Задачи:

1.формирование движений органов артикуляционного аппарата, посредством артикуляционной гимнастики.

2.формирование воздушной струи.

3. развитие слухового внимания.

4. развитие звукового анализа.

5. формирование правильного произношения звука в связной речи.

 

Исправление звукопроизношения проводится поэтапно:

1.подготовительный этап

2.этап постановки звука

3.этап автоматизации

4.этап дифференциации звуков

5.этап формирования коммуникативных умений и навыков.

1.Подготовительный этап.  Основная цель- включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс. В задачу подготовительного этапа входит формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков. Ребенок должен усвоить правила поведения на занятиях, научится выполнять инструкции    логопеда, активно включаться в общение.

2. Постановка звук.  Достигается путем применения технических приемов. Выделяются три способа постановки звука: по подражанию (имитативный), с механической помощью и смешанный. Выбор способа постановки звука зависит от возможностей ребенка.

3. Автоматизация звука.    Этап автоматизации звука делится на:

автоматизацию изолированного звука;

автоматизацию звука в слогах;

автоматизацию звука во фразе;

автоматизацию звука в связной речи.

 Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков. Для тренировок подбираются слова, в которых звук находится в начале, в конце или середине. В первую очередь отрабатывается звук в начале (перед гласным), затем в конце (если звук глухой) и в последнюю очередь — в середине, так как эта позиция оказывается наиболее трудной. От отработки звука в словах простой слоговой структуры переходят к произнесению звука в словах, содержащих сочетание отрабатываемого звука с согласными. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке. В логопедической практике встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком, в частности по его разграничению: с другими звуками, т. е. дифференциации.

 4. Дифференциация смешиваемых звуков.  Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза. Работа над дифференциацией звуков способствует нормализации операции их отбора.

  Работа с родителями.

Несмотря на то, что большую часть дня современный ребёнок находится в школе, первостепенное влияние на процесс его развития оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах:

 - личный контакт;

 - участие в родительских собраниях;

-проведение групповых консультаций для родителей по вопросам организации          коррекционного процесса, ознакомлению со специфическими приёмами постановки звуков;

- индивидуальные консультации;

- проведение открытых занятий;

- оформление уголка для родителей.

Консультацию подготовила

 

учитель – логопед: Т.С. Болтовская